Моделирование писательского мастерства

 Карта раздела
Форум
Контакт

Моделирование писательского мастерства

Применение НЛП в литературном творчестве

Роберт Дилтс

Я немного поправила перевод Ирины Шальновой, чтобы текст лучше читался. Те, кому дорог оригинал, могут найти его во множестве мест в интернете, например, здесь. (М.Б.)

НЛП-стратегия литературного творчества может помочь людям всех возрастов создавать композицию, переходить от одного блока текста к другому и сочинять фразы легче и с большим удовольствием.

Стратегия литературного творчества (далее - стратегия), предлагаемая НЛП, позволяет направить ваши мыслительные процессы во время письма с помощью специальных слов-ключей.

Основная процедура включает постановку ключевых слов (или их групп) в конце каждого предложения, что помогает создать "запрос" на мысль, о чем писать дальше.

Для создания запроса используются специальные части речи, которые помогают установить связи между вещами, о которых вы пишете. Разные типы ключей могут использоваться, чтобы увязать ваши мысли различными способами, направить размышления по разным руслам. (То есть стереотипность не возникает: число стилевых вариаций растет как N в степени X - Грэм).

Вам также следует сдвигать взгляд в определенные места, думая о том, что писать (Фрагмент о глазодвигательных сигналах доступа, доступный в любом pyководстве по НЛП, опущен. - Грэм). Установка взгляда в определенные позиции увеличивает способность вспоминать и конструировать.

Эти элементы стратегии выявлены Робертом Дилтсом и его коллегами при наблюдении за работой эффективных писателей. Вам они позволят организовать ваш ум, когда вы сочиняете тексты.


Эта стратегия предназначена как для детей, так и для взрослых. "Озарения" и помощь, которые она дает, будут ценны как для начинающих, так и для опытных авторов. Некоторых молодых писателей, возможно, придется провести через процесс 1-2 раза, чтобы они привыкли к нему. Даже дети, еще не обученные грамоте, могут получить пользу от этой Программы, если взрослый будет читать им запросы вслух. Дети могут отвечать, а взрослый - записывать их ответы.


ПРИНЦИПЫ СТРАТЕГИИ ЛИТЕРАТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА

1. Познакомьтесь со своими ощущениями (senses)

При мышлении мы пользуемся "картами", составленными по информации от 5 чувств. Чем больше внимания вы уделяете картинам, звукам, запахам, вкусам и телесным ощущениям, наполняющим вашу память и воображение, - тем легче вам составлять композицию и описывать свой опыт.

2. Перемещение глаз в определенную позицию помогает переключиться на один из чувственных "каналов связи" во время размышлений.

Это - следствие устройства нашего мозга. Вам следует научиться перемещать взгляд в определенные позиции, когда вы думаете или сочиняете.

3. Определенные типы ключевых слов направляют ваш мыслительный процесс.

Помещение специфических ключевых слов или групп слов ("запросов") в конце предложения помогает направить мысль при формировании следующего предложения. Запросы конструируются из 1-4 слов в зависимости от уровня сложности, на котором вы хотите писать.

4. Вы создаете свое сочинение, наполняя предложение, начатое по запросу.
 

СТРАТЕГИЯ СОЧИНЕНИЯ

А. Начало стратегии

Чтобы начать, напишите название того, о чём собираетесь писать. Назвав тему, вы захотите организовать свои мысли перед тем, как действительно начнёте писать.

- Сначала подумайте, будет ли сочинение о

  • воспоминании из прошлого,
  • выдуманном.

Это поможет определить, в каком направлении поместить взгляд чуть позже. Воспоминания обрабатываются преимущественно в одном из полушарий мозга, а воображаемое - в другом. Ваши глаза будут стремиться скользнуть влево или вправо, в зависимости от того, какой тип обработки вы делаете.

- Затем несколько раз обдумайте тему, сосредотачиваясь на одном из сенсорных каналов каждый раз.

- В дополнение, подумайте о тех, для кого вы пишете, и о реакциях, которые вы хотите получить от читателей. Это - важный фактор, который надо держать в уме во время письма - он определяет многие из выборов относительно содержания ("что?") и формы ("как?") писать.

- Переключитесь из одной позиции восприятия в другую ("от первого лица" - глазами и ушами персонажа, находясь в его теле, - или "от автора", воспринимая персонажей, как "третьих лиц"). Что видят, слышат, ощущают, говорят себе персонажи? Это поможет вам найти свежие идеи и взглянуть на описываемое с различных точек зрения.

Как сказано выше, сратегия литературного творчества - модель работы эффективно пишущих. Все опрошенные писатели отмечают, что они проходят через сходные процедуры "многоканального" обдумывания перед тем, как начать писать. Способ размышления о читателях также очень важен для всех эффективно пишущих. Действительно, большинство хороших авторов будут постоянно воображать, как их предполагаемый читатель отреагирует на то, что пишется в данный момент.

Мы рекомендуем, чтобы вы действовали так же, когда пишете. Во время создания текста периодически воображайте реакцию воображаемого читателя на тот или иной фрагмент. Это поможет убедиться, что произведение привлекательно для тех, для кого оно задумано.

После того, как вы закончили "разминку", определите, какой из сенсорных каналов был самым сильным, когда вы думали о теме своего сочинения.

Когда y вас возникают затруднения при обдумывании идеи, переместите взгляд в выбранную позицию. Это поможет переключиться в соответствующую сенсорную систему (сильнейшую для данной темы) и облегчит мыслительный процесс.

Б. Выбор начального предложения

Первое предложение очень важно, поэтому тщательно обдумайте его. "Запросы" действуют так, что весь абзац будет основан на том, что вы напишете в первом предложении.

Например, если вы пишете о компьютерах, возможные начальные предложения могут включать:
"Это сочинение посвящено компьютерам."
"Вас заинтересуют компьютеры."
"Мне любопытно, что такое компьютеры."
"Он заинтересуется компьютерами."
"Компьютеры приведут её в восторг." ("3 лицо", "читатель - ты", "я", "персонажи".)

В. Построение "запроса"

Сейчас вы готовы начать специфический процесс переноса ваших мыслей на бумагу с помощью создания "запросов" по ключевым словам. Существует несколько способов делать это.

  • 1. "Начинающий" (Beginner).
  • 2. Смена связок.
  • 3. Выбор связок.
  • 4. Смена перспективы.
  • 5. Композиция (Composition strategy).
  • 6. "Эксперт" (Expert).

Различие между этими методиками - в том, как создаются и "работают" запросы. Некоторые из видов запросов, например, разработаны для того, чтобы заставить вас размышлять о теме сочинения определённым способом (ещё раз: не в смысле содержания, в смысле структуры размышлений). Их цель - подтолкнуть ваши мысли в определённом направлении.

Другие виды запросов позволяют вам гибко выбирать "связки" в соответствии с направлением, по которому движется ваша мысль. В этом случае запросы не принуждают вас писать определенным образом, а скорее просто дают "толчок" в выбранном направлении.

1. "Начинающий"

При работе способом "Начинающего" вы используете одно слово для запроса. Используется тип слов-связок, которые подразумевают или создают связь между частями текста (союзы). Например,
потому, что
перед тем, как
в то время, как
пока
после
если не
кроме
Можете придумать ещё?

В стратегии "Начинающего" вам нужно просто выбрать один из союзов. Теперь вы должны просто мысленно помещать связывающий запрос в конце каждого из предложений - пока не закончите абзац. Это можно делать в двух вариантах:

  1. Прочтите предыдущее предложение, которое вы написали (про себя, произнося его "внутренним голосом"). Потом произнесите слово-запрос. Это создаст неоконченное предложение, которое вы должны продолжить словесно - тем, что придёт на ум.

  2. Впишите слово-запрос карандашом в конце предложения или над ним (так, что после можете стереть это слово). Посмотрите на неоконченное предложение и продолжите его.

Например, вы можете закончить последовательность предложений вроде этой:

"Я интересуюсь компьютерами. Потому что они могут помочь людям работать быстрее. Потому что они оперируют информацией очень быстро и могут дать вам ответ на задачу, пока вы работаете над чем-то... Потому что ..."

Просто продолжайте заканчивать предложения, пока вам не станет трудно придумать продолжение. Это будет концом абзаца.

Цель метода - направлять и продвигать вас к построению некоторого вида связи между "мыслями на тему". Связи и идеи, которые вы выразите при помощи запроса "потому, что" будут очень отличаться от тех, которые вы имели бы при исползовании запроса "пока не".

В качестве эксперимента, возьмите тему, например, "Спутники", и напишите 6 абзацев с разными связками (по абзацу на каждую связку). Обратите внимание, что каждый абзац уводит мысль в другом направлении.

Помните, что если вы ощущаете затруднение при обдумывании "что сказать", вы всегда можете расположить взгляд в направлении, выбранном вами в начале работы - это поможет вам думать.

2. Смена связок

В отличие от метода "Начинающий", вы чередуете запросы-связки на протяжении абзаца, циклически перебирая набор слов-запросов.

В методе "Смена связок" вы будете выбирать союзы, которые идут в конце ваших предложений, в заданной последовательности. Цель метода - направить вас к созданию связей по теме внутри абзаца, который вы пишете. Например:

"Я интересуюсь компьютерами, потому что они могут помочь людям работать быстрее. Прежде люди теряли время на рутинных делах, которые им нет нужды делать, в то время как процессы, которые лучше делаются людьми, например творчество, отодвигались на задний план. После они заполняли время, уточняя детали. потому, что..." (далее по циклу)

3. Выбор связок

Дальнейшее развитие методик "Начинающий" и "Смена связок". Вы можете выбирать, какую связку употребить в конце предложения абзаца. Это обеспечивает гибкость и больший контроль над течением повествования за счёт создания разнообразных смысловых связей в абзаце.

4. Смена перспективы

В этой методике к зарпосу добавляется ещё два типа ключевых слов.

Первый тип известен как "позиция рассказчика". Смена позиции рассказчика изменяет точку зрения, с которой вы пишете своё сочинение. Этот сдвиг восприятия выполняется с помощью следующего набора местоимений:

Я Мы

Ты Вы

Он, она, оно Они

Другой тип ключевых слов, который добавляется в запрос - "репрезентативная система" ("канал"), используемая для хранения впечатлений, о которых вы пишете. Глаголы "каналов" включают слова:

видеть слышать чувствовать знать

показывать звучать обонять понимать

смотреть говорить осязать

выглядеть и т.п. -

в настоящем, прошедшем или будущем времени.

В методике смены перспективы вы будете выбирать позицию повествователя и "канал", которые вы хотите использовать для абзаца, так же, как связки в пределах абзаца.

Запрос для смены преспективы, таким образом, будет строиться из трёх слов: связки, позиции повествователя и глагола "канала". Позицию и "канал" вы выбираете в начале абзаца, а связку - случайным образом.

В конце каждого из этих "запросов" вы можете захотеть добавить слова "что" и "так же, как и". Цель этих слов - убедиться, что вы вводите законченное предложение после запроса. Помните, что "запросы" удаляются из абзаца после завершения работы, так что ваши предложения должны быть самостоятельны.

Например:

"Я интересуюсь компьютерами. потому что они могут показать, что люди могут развивать свои умственные способности и способности к обучению гораздо лучше, если используют подходящие инструменты. В то же время они могут показать, что поскольку инфрормационная революция моделирует разум, так же как индустриальная революция имитирует мускулы, люди узнают много о собственных внутренних процессах."

По этой методике вы будете хотеть включить слова "Они покажут, что" в начало предложения, когда вы думаете о вашей следующей идее.

При использовании этой методики вы захотите располагать взгляд иначе, чем вы располагали его раньше. Несмотря на возвраты к позиции глаз, которую вы выбрали в начале работы, вы захотите поместить взгляд в позиции, соответствующие "каналам", выбранным в абзаце. (Опять лирическое отступление про движение глаз.)

Цель запросов этого типа - помочь вам развить новые способы "смотреть на", "говорить о" и "чувствовать" образы, которые вы используете как тему сочинения. Часто бывает, что автор "застревает", глядя на один какой-то образ с единственной точки зрения. Одна из находок НЛП - то, что многие люди ценят один из своих "сенсорных каналов" больше, чем другие. (Визуалы, аудиалы и пр. - опять перепев.)

Действительно, вы сами можете обнаружить, что вам легче писать и "ловить идеи", используя определённую систему восприятия (например, то, что "Я ОЩУЩАЮ" - легче, чем то, что "ОНИ СКАЖУТ", а "ОНИ СКАЗАЛИ" - легче, чем "ОН ОЩУЩАЛ", и т.п.). Эти различия (субмодальные различия - см. др. лит-py по НЛП) много сообщают о способности писать, которую вы развили - и даже о типе вашей личности.

Если вы обнаружили, что писать в определённой позиции восприятия вам трудно - используйте методику смены перспективы, которая поможет вам писать с разных точек зрения, так что вы сможете развить большую гибкость и искусность в собственном писательском стиле.

Кроме того, обдумайте это в терминах "для кого". Некоторые читатели будут легче понимать ваше сочинение, если вы описываете ощущения, другие будут хотеть "картин" от вашего текста, третьи будут лучше всего понимать диалоги и наслаждаться ими.

Некоторые учителя литературы требуют от учащихся писать о "чувствах автора" (типично и для советской школы: "Толстой стыдился...", "Пушкин испытывал радость от...") - вы можете захотеть выбрать запрос "ОН чувствовал" для сочинений такого типа. Другие учителя могут хотеть знать, что материал "показывает нам о будущем" - в этом случае вы захотели бы использовать запрос "мы увидим".

Потратьте некоторое время и попробуйте несколько вариантов выборов методик, чтобы обнаружить, как они влияют на ваши мысли. Попрактикуйтесь с теми, которые кажутся вам самыми трудными, чтобы расширить свою "палитру стилей".

5. Композиция

По "композиционной" стратегии вы будете использовать последовательность запросов, которые организованы в соответствии с последовательностью ваших мыслей о том, что вы пишете в каждом абзаце. Запрос структурируется тем же путём, что и запросы методики "смена перспективы", за исключением того, что слова-запросы "зациклены" в следующей цепочке:

  +----> "потому что я чувствую, что" (глаза вниз вправо)
  |      .
  |  "потому что я вижу, что" (глаза вверх влево или вправо)
  |      .
  +- "потому что я слышу, что" (глаза прямо влево или прямо вправо)
Эта последовательность создаёт специфическую стратегию письма.

Вы захотите помещать "я вижу, что"; "я слышу, что" в начале нового запроса, чтобы облегчить формулирование своего следующего предложения.

Напомним, что вам надо обращать взгляд в направлении, выбранном во время размышлений о том, что написать.

Термин "стратегия" неявно предполагает систематическое мышление. Авторский стиль конкретного человека определён в большой степени комбинацией связок, позицией повествователя, типом восприятия ("каналом"), которые он бессознательно использует в уме. Просматривая сочинения разных авторов, можно определить стратегию, которой они пользуются (в терминах "типов запросов").

Как отмечено ранее, некоторые авторы склоняются к описаниям чувств других людей, в то время, как другие пишут о том, что другие люди сказали, вдобавок, авторы могут писать в связной последовательности "ориентаций восприятия".

Например, автор может писать вначале о том, что он видит, затем о том, какие чувства он испытывает по поводу "картин", затем он может сравнить свои чувства с чувствами других людей (прошлыми) по тому же поводу. Другой автор может начать с описания ощущений, а затем создавать зрительные образы на базе ощущений. (Комм. переводчика. Не очень понимаю, зачем изощряться с подбором синонимов для примеров, если можно "К -> В"... Либо это для тех, кто ещё не понял, что такое модальности, либо это тренировка воспроизведения стратегии (так вроде не сборник упр.)...)

Если вы исследуете произведение определённого автора, вы заметите, что он следует снова и снова одной и той же стратегии последовательности запросов, позиций и каналов, вроде вышеописанных. Это та "постоянная", которая часто определяет авторский стиль.

"Композиционная сратегия" ведёт вас через общую последовательность ориентаций восприятия, которая создаёт ваш особый стиль письма. Попробуйте её и заметьте сходства/отличия от типичного для вас стиля.

6. "Эксперт"

В этом методе вы имеете полную гибкость выбора, какую из структур запроса вы хотите. Это позволяет вам писать со своей скоростью до того, как вы подойдёте к "точке затыка". После чего вы можете породить запрос, выбрав одну или все категории слов-запросов (см. выше).

Благодаря гибкости "экспертной" методики можно выбрать структуру запроса, которая не будет побуждать вас заканчивать предложение. Например, вы можете предпочесть не использовать "что" или "так же, как" в конце запроса. В этом случае вы захотите включить часть "ключа" в текст предложения, которое пишете:

"Я интересуюсь компьютерами, -потому-что- они показывают, как действовать наиболее эффективным способом."

Связки не должны включаться в текст. Обратите внимание, что вы можете не захотеть использовать связывающих слов в структуре запроса вообще, но можете хотеть начать со слов "позиции повествователя".

Попрактикуйтесь в использовании различных комбинаций слов-запросов и посмотрите, что получится.

Это методика, которую вы, возможно, используете для написания развёрнутых черновиков большинства ваших сочинений.

ПУНКТУАЦИЯ И ГРАММАТИКА

Как вы, безусловно, заметили, "Композиция" не предназначена для обучения грамматике и пунктуации. Скорее, она помогает организовать процесс мышления так, что вы станете более творческим и продуктивным автором. Мы предполагаем, что использующий эту стратегию знает правила правописания.

Мы верим, что, используя эти методики, вы обнаружите, что пишете непринуждённее, более творчески, с большей скоростью.

КАК И ПОЧЕМУ ЭТО РАБОТАЕТ?

[Комм. переводчика: Общая информация об НЛП на обычном для НЛП уровне: наблюдаем - запоминаем - воспроизводим - уточняем и улучшаем - пользуемся. Никаких комментариев, какие механизмы запускает эта стратегия (типа "экологической чистоты" Бэндлера). ]

[ Зато - любопытная деталь:

Composition strategy is so explicit, that it has been computerized to make it more accessible resourse. The program allows you to create, edit and print out your own stories.]

Информация по адресу
Behavioral Engineering
230 Mt Herman Rd # 207
Scotts Valley, CA 95066



Перевод: Ирина Шальнова (Грэм), 1997 (Irina Shalnova (Gram) 2:5000/71.16)
Редактура: Мария Балабай

Robert B. Dilts "Applications of Neuro-linguistic progamming",
Meta Publications, 83
P.O. Box 565 Cupertino, California 95014